Содержание
Нанесение рисунков на тело – традиция столь же древняя, как и само человечество. Долгое время татуировки оставались весьма специфическим, жестко регламентированным явлением. И только в двадцатом веке все стремительно изменилось, и мода на тату прочно вошла в массовую культуру. Коротко проследим, что происходило с этим явлением за века истории.
Татуировки в традиционном обществе
Традиционное общество существовало до конца 19 века. Опыт предков был важнее новаций, а дети жили почти так же, как и их родители. В таких условиях татуировки служили отличительными знаками либо более или менее сакральными символами.
В разных культурах и в разное время их наносили жрецы, воины, правители как показатель священного статуса, боевых заслуг, монаршей власти. Или напротив, рисунками на теле и даже на лице помечали рабов и невольников.
В средние века татуировки в Европе становятся все более маргинальным явлением. Ими клеймят преступников, их наносят на тело моряки, обогнувшие земной шар, прошедшие тяжелый мыс или пролив и т. д. Ближе к Новому времени тату проникают в криминальную среду, а также в армию и на военный флот.
Татуировки в первой половине 20 века
В западной культуре к началу 20 века татуировки были глубоко маргинальным признаком. У приличного молодого человека, тем более у девушки их быть не могло. Рисунки на тело по-прежнему делали люди, занятые особой работой: солдаты и матросы (они, как правило, были из простого люда, тогда как офицеры в большинстве своем выходили из аристократии), члены криминального сообщества. Среди женщин тату были распространены у проституток.
В течение первой половины 20 века общество переходило от традиционного к индустриальному, для которого характерны большая свобода и обилие субкультур, особенно молодежных. Процесс тормозили две мировые войны, но с другой стороны множество молодых мужчин прошло через военную службу в низших чинах и получило татуировки, а часть солдат в новых условиях дослужились до офицеров.
Перелом эпох в середине 20 века
Накопленные к середине 20 века изменения дали о себе знать в первое же десятилетие после второй мировой войны. Пятидесятые и начало шестидесятых годов ознаменовалось ростом экономики – у людей, в том числе у молодежи массово появились деньги на всякие глупости. В послевоенный период появилось множество горожан во втором поколении, никогда не живших на селе – разве что бывавших там летом.
Городская молодежь стала формировать субкультуры, основанные, конечно, на экзистенциальном протесте против существующего социального порядка. Более свободная городская мораль, наличие свободных денег, идея социального протеста – все это обратило интерес молодежи к маргинальной культуре татуировок. Так тату обрели коммерческую основу и стали выходить из полукриминальной тени.
Татуировки во второй половине 20 века
Вторая половина 20 века – расцвет массовой тату-культуры. Это вообще золотое время для любого молодежного протеста. Хиппи в США, Красный май во Франции и другие течения по всему свободному миру отчаянно разрушали жесткие традиционные нормы. Сексуальная революция также прекрасно сочеталась с тату как еще одной формой телесной культуры.
Именно в этот период татуировки прочно входят в массовую коммерческую культуру и теряют свой маргинальный смысл. Значения их становятся менее строгими, на первый план выходит эстетическая составляющая и индивидуальные предпочтения. По-новому осмысливаются и художественно перерабатываются старые сюжеты и эскизы, возникают тысячи новых идей.
Во второй половине 20 века складываются основные художественные стили татуировок. Их используют до сих пор. Например, на основе традиционных техник сформировался олд скул (старая школа). В это же время татуировки стали частым элементом декора в коллекциях модных кутюрье, что также способствовало популяризации этого явления.
Татуировки в развивающихся странах
В исламских странах тату непопулярны из-за религиозных воззрений на человеческое тело и телесную культуру.В Латинской Америке,с одной стороны, массовая коммерческая мода очевидна, с другой – уровень криминала и степень влияния криминальная культура, особенно среди молодежи в некоторых странах, до сих пор ограничивает сюжеты и стиль.
В Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии (Индия, Китай, Таиланд и т. д.) у татуировок самая сложная судьба. С одной стороны, они – часть местной традиционной культуры. С другой – универсальный для всего мира элемент криминальной, мафиозной эстетики (особенно ярко это проявляется в Японии, где тату обыватели прочно связывают с Якудзой).
Наконец, есть современные коммерческие традиции тату. В Китае такую моду сильно ограничивает государственная идеология, однако число тату-салонов в крупных городах растет, а в далеких районах продолжают делать кустарные традиционные тату. В результате какой-то однозначной общественной позиции в этих стран нет, как нет и выраженного табу.
Татуировки в России и Советском Союзе
Мода на татуировки в России менялась примерно в таком же направлении, только медленнее. До революции рисунки на теле были уделом криминальных элементов: начиная от клейм каторжан и заканчивая первыми тюремными наколками. В советское время татуировки делали криминальные элементы и военнослужащие низшего уровня.
Если армейские тату были достаточно ограничены по сюжетам и масштабам, то тюремные наколки образовали сложную образно-знаковую систему и на многие десятилетия определили общественное отношение к тату как к чему-то исключительно маргинальному.
Ситуация стала меняться после распада Союза. За какие-то тридцать лет общественное отношение к тату радикально изменилось в лучшую сторону, сформировалась культура массовых коммерческих татуировок. Одновременно с этим армейские варианты практически сошли на нет, а тюремные сохранились частично и формально, с утратой былых смыслов.
Текущее состояние и перспективы татуировок
В начале 21 века массовое коммерческое тату переживает интересный период своего развития. С одной стороны, рисунки на теле уже не воспринимаются как что-то плохое, с другой – все-таки тот безумный всплеск моды на них остался в прошлом.Сейчас татуировки имеют популярность у устойчивой, но относительно небольшой части населения. Причем преобладает в ней не молодежь, а мужчины и женщины в возрасте от 30 до 40 лет.